?

Log in

No account? Create an account

kievcityproject


Киевские проекты: как обустроить город


Previous Entry Share Next Entry
Где в Украине самые красивые трамваи
головна
questrum wrote in kievcityproject









В Киеве ситуация с этим видом транспорта - катастрофическая. Что происходит в других городах - и каков рецепт спасения трамваев столичных?

Статья в "Газете по-киевски" от 18 марта 2010 года, автор Григорий МЕЛЬНИЧУК. Материалу три года - но картина особо и не поменялась, специально не вношу уточнений.

Посмотрите на облупленные, давно не знавшие свежей краски бока вагонов. Факт: в других городах Украины ситуация – это видно даже на фото – принципиально лучше. Почему? Ставшая притчей во языцех реконструкция скоростного трамвая на Борщаговке, полумифическая закупка в Санкт-Петербурге 20 новых вагонов, но для такого большого города, как Киев, это как капля в море.

Хотя антитрамвайная истерия времен мэра Омельченко, когда в центре Киева ликвидировали почти все линии и сняли маршруты по мосту Патона, закончилась, возрождения этот популярный в городах Европы вид транспорта в нашем городе пока не получил. «Газета по-киевски» пообщалась со специалистами и оценила ситуацию по крупным, и не очень, городам Украины. Факт – в Киеве хуже всего.


Трамвай – это не прошлое, а будущее городского транспорта


Валерий КРАВЧЕНКО, директор ГП «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства»:

– Нужно сначала определиться, для чего трамвай? В Европе его называют легким метро – поезда по 2–4 вагона идут и по эстакадам, и в тоннелях. Трамвай чуть меньше метрополитена, но он не сравним ни с троллейбусами-автобусами, ни тем более с маршрутками по объемам перевозок. Когда рельсы проложены отдельно от автодорог – это почти метро, только значительно дешевле. Нужно и нам переходить на такую модель.

Сейчас же выкручиваются, как могут: кто-то, как Одесса, массово модернизирует свои вагоны. Кто-то, как Львов, покупает б/у подвижной состав за рубежом. А винничане получили списанные вагоны в подарок из Цюриха – но даже эти трамваи получше тех, что у них были. Некоторые города понемногу покупают новые вагоны в Украине и России – как Донецк, Харьков. Увы, Киев практически ничего не покупал.

Да, купить сразу много новых вагонов – возможности нет. Нужны ремонты, модернизация. В Милане на маршрутах ездят вагоны 20–30-х годов, отлично отремонтированые.

Проблемы не только в трамвайном вагоне: нужны новые развязки, малошумные рельсы. И постоянный уход – в Швейцарии рельсы шлифуют дважды в день, вот трамвая там и не слышно. Не так давно переложили рельсы в центре Львова – теперь и автотранспорту легче ездить, и трамвай не так шумит.

Вот пример Беларуси: они никогда при СССР не строили трамваев, а сейчас испытывают в Москве вагон белорусского производства на уровне лучших мировых образцов. Кстати, в Минске приняли стратегический план по трамваям – прорезать через город радиальные линии от центра на 30–50 км за черту города, обеспечив все пригороды транспортом. Конечно, с новыми вагонами и скоростью до 80–100 км/ч.

Если ремонтировать по нормативам, трамвай почти вечен

Михаил БАРАШКОВ, глава общественной организации «Комитет «Киевляне – за общественный транспорт»:

– В Праге, как и во многих городах Европы, такие же трамваи, как в Киеве, находятся в идеальном состоянии. Дело в том, что в отличие от автобусов-троллейбусов, срок службы трамвая, как и большинства железнодорожной техники, можно продлевать очень долго. Конструкция по сути простая: металлический кузов, металлические тележки...

Ту же Москву нам теперь догонять, может, и лет 20, хотя никаких суперсовременных трамваев там нет. Но все вагоны прошли капремонты после 1991 года. Они просто выполняют нормативы, опять-таки по нормативам меняют пути.


Киев



Отремонтированный, но уже побитый вагон 5-го маршрута на Контрактовой. Архитекторы и чиновники мечтают убрать единственный скоростной транспорт с Набережной (Фото Юрия САПОЖНИКОВА)


Здесь и по другим городам приведем количество работающих вагонов, капитально отремонтированных и закупленных за прошлые 10 лет. Данные с сайта СТТС могут иметь незначительные неточности – не учтены вагоны на длительном простое и на ремонтах.

Дарницкое депо (обслуживает весь левый берег):

Состояние дарницких вагонов, пожалуй, худшее в столице. Однако трамвай выполняет основную транспортную функцию между районами левобережья. В этом депо работают и два самых новых вагона чешского образца – 1994 года...

Всего вагонов: 194
Поступивших за последние 10 лет: 0
Прошедших модернизацию: 20 (10%)

Депо им. Шевченко (обслуживает скоростной трамвай)

Лучшее в Киеве. Пока депо временно закрыто, однако к запуску линии скоростного трамвая здесь будет уже 10 изготовленных в Киеве вагонов «Кобра» и, возможно, новые вагоны из Санкт-Петербурга.

Всего вагонов: 104
Поступивших за последние 10 лет: 10 (10%)
Прошедших модернизацию: 9 (10%)

Подольское депо (обслуживает правый берег, кроме скоростной линии)

«Рабочая лошадка» киевского трамвая. Кроме Отрадного, Лукьяновки, ж/д вокзала, Приорки и Оболони, депо обслуживает самые романтические линии: по Подолу, Набережной (R.I.P. 2011) и в Пуща-Водицу.

Всего вагонов: 86
Поступивших за последние 10 лет: 0
Прошедших модернизацию: 22 (26%)

Всего по Киеву:

Всего вагонов: 384
Поступивших за последние 10 лет: 10 (3%)
Прошедших модернизацию: 51 (13%)
Самый старый трамвай – 1966 г.


Донецк:



Почти футуристические для Киева трамваи К-1 для дончан не роскошь, а средство передвижения

Самая лучшая ситуация с текущими ремонтами – и трамваи, и троллейбусы в отличном состоянии. Лидер Украины по закупкам новых вагонов – ежегодно по 5–10 трамваев.

Всего вагонов: 201
Поступивших за последние 10 лет: 34 (17%)
Прошедших модернизацию: 3 (1,5%)
Самый старый трамвай – 1967 г.


Днепропетровск



Раздвижные двери придают модернизированным еще в Германии вагонам весьма современный вид


Ситуация неплохая: больше 30 вагонов было куплено в 1991–96 годах, 28 вагонов получено в 2003 году из немецкого города Шверин.

Всего вагонов: 260
Из них поступивших за последние 10 лет: 6 (2%) – новых, 28 (11%) – б/у
Модернизация не проводилась
Самый старый трамвай – 1971 г.


Одесса



Привычные киевлянам трамваи, только синие. Но почти все – после капремонта


Одесситы сделали ставку на капитальный ремонт собственных вагонов. В этом они лидеры по стране. Впрочем, в 2006–2008 годах закуплено 10 украинских вагонов К1.

Всего вагонов: 127
Поступивших за последние 10 лет: 10 (8%)
Прошедших модернизацию: 77 (60%)
Самый старый трамвай –1975 г.


Львов



Вагоны из Германии той же модели, что были и раньше. Только сохранились лучше – немцы-то ремонтировали все вовремя


Галичане в 2008 году закупили 22 б/у вагона в немецких городах Эрфурт и Гера – теперь площадь Рынок, по которой бегают вагончики, стала еще более европейской. Это практически единственный город, где планируется масштабное развитие новых трамвайных линий. В центре рельсы переложены по бесшумной технологии.

Всего вагонов: 86
Поступивших за последние 10 лет: 22 (26%), б/у
Прошедших модернизацию: 0 (%)
Самый старый трамвай – 1972 г.


Харьков



На местном вагоноремонтном заводе чешские «Татры» получают новое лицо и вторую жизнь



В 2009 году на ремонтном заводе начали проводить глубокую модернизацию чешских вагонов – уже 4 трамвая на маршрутах. В 2006 году закуплено 10 новых российских вагонов.

Всего вагонов: 265
Поступивших за последние 10 лет: 10 (4%)
Прошедших модернизацию: 4 (2%)
Самый старый трамвай –1974 г.


Евпатория



Здесь вагончики, как игрушечные. Свежевыкрашенные, между рельсами плитка – настоящая Европа



Евпаторийский трамвай – настоящий музейный экспонат. Здесь еще бегают восточногерманские вагончики «Гота» – самые старые рейсовые трамваи в Украине, – а линии в основном одноколейные, с разъездами на остановках. Трамваи лучше ходят летом, когда в городе много отдыхающих.

Всего вагонов на линии: 19
Поступивших за последние 10 лет:0
Прошедших модернизацию: 0
Самый старый трамвай – 1957 г.


Винница



Цюрих в степях Украины. Раритетные швейцарские вагончики придают столице Подолья европейский колорит


Уже давно считается лучшим трамвайным хозяйством в стране по суме всех показателей – благодаря этому в 2007 году власти швейцарского города Цюрих решили бесплатно передать винничанам свои старые трамваи 60-х годов выпуска. В центре города рельсы переложены по бесшумной технологии.

Всего вагонов на линии: 90
Поступивших за последние 10 лет: 29 (32%), б/у, еще 14 не введены в эксплуатацию
Прошедших модернизацию: 2 (2%)
Самый старый трамвай – 1975 г. (среди полученных при СССР), 1959 г. (среди швейцарских)


Конотоп



Даже в маленьком Конотопе смогли в 2007 году купить новый современный трамвай



Этому маленькому городку трамвай по советским нормативам и не был положен – его построили по инициативе местных жителей. Здесь некоторые улицы не имеют асфальта, но там есть рельсы. В 2007 году Конотоп купил новый трамвай К1.

Всего вагонов на линии: 16
Из них – поступивших за последние 10 лет: 1
Прошедших модернизацию: 0
Самый старый трамвай – 1975 г.


Трамвайные цифры

1,56 кв. м улицы
нужно для провоза одного пассажира в скоростном трамвае.

В автобусе – 3,47 кв. м улицы, в автомобиле с 4 пассажирами – 59,3 кв.м. Если в автомобиле только один водитель – целых 170 кв. м, в 108 раз больше, чем в скоростном трамвае. Таковы оценки Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР еще в 1972 году. Неудивительно, что при уничтожении трамвая и увеличении числа автомобилей в Киеве каждый год заторы все больше и больше.

Тем временем

14 февраля жители итальянской Флоренции впервые проехались по первой в городе новой линии трамвая длиной 7,4 км от пригорода Скандиччи к ж/д вокзалу Флоренции. Скоро должны начаться работы по строительству еще двух линий. «Старый» трамвай во Флоренции закрыли в 1958 году.

Фото и статистика по трамвайным вагонам с сайта СТТС: http://transphoto.ru/


  • 1
Спасибо за статистику :)
А есть ли сейчас в Киеве какие-то серьезные общественные движения на восстановление/улучшение трамвайного движения? По типу Городских проектов в Москве http://city4people.ru/

Edited at 2013-03-31 07:41 pm (UTC)

это и есть сообщество такого общественного движения:) уже как месяц запустились

Это мы и есть, и мы же под другим названием с 2002 воевали за трамваи, отстояли маршруты 11, 16, 12 и 29, и пролоббировали скоростной на троещине к электричке.

Я от одного не розумію, чим поганий тролейбус в порівнянні з трамваєм?

1. обовязково рухається спільно з автопотоком, тобто стоїть у заторах. системи швидкісних тролейбусів та автобусів займають більше місця, ніж швидкісні трамваї

2. неможливість об"їхати великі перешкоди, наприклад, фури по третьому ряду

3. неможливість утворення довгих потягів - трамваї і по 50 м. легко їздять, і більше, тролейбуси - максимум 25м.

4. буксирування несправного трамвая може виконувати рейсовий вагон, навіть якщо він позаду, а не попереду. для тролейбуса має під"їхати тягач.

Я маю на увазі не швидкісний трамвай на естакаді, чи ще якось, а такий, що йде по звичайній вулиці і де його колії використовуються автомобілями-бусами-автобусами нарівні для проїзду, от як у Львові.
1. Він точно так само стоїть в пробках, а паркування одного мудака перекриває весь рух, тролейбус має шанси об'їхати
2. Те саме, будь яка перешкода на шляху трамваю створює йому непроїздну проблему.
3. Довгих потягів - так, тут згоден, але для більшості маршрутів це не актуально.
4. Ламаються вони не так і часто, що б це вважати значним плюсом при виборі між ними

1. тому зараз намагаються максимальну кількість ділянок трамвая відокремити від авторуху, у тому числі створенням пішохідно-трамвайних вулиць. саме так треба робити у Львові, зараз там просто бардак

2. по трамваях таких набагато менше, майже всі водії усвідомлюють рейки і не блокують рух.

3. +краща маневреність трамваїв на вузьких вулицях - траекторія вивірена до сантиметра. навіть для 19-метрових тролейбусів багато поворотів - проблема

4. тим не менш

Загалом, якщо врахувати всі ці плюси і мінуси, мені здається, що трамваї варто застосовувати в районі історичних центрів міст та у вигляді швидкісних ліній. На всіх інших ділянках тролейбус більш актуальний.

P.S. Ще варіант, на тих ділянках, де вкладання асфальту не передбачається роками, як от на деяких вулицях східної України

Edited at 2013-04-02 09:50 am (UTC)

є ще один цікавий момент. міста мають мати немізерні парки автобусів на випадок надзвичайних ситуацій, коли може бути потрібна евакуація. звичайно, у мирний час вони мають їздити, а не стояти. можливо, електробуси, але не всі

Такой трамвай полезен для имиджа города. В целом у него нет особых экономических преимуществ перед автобусом/троллейбусом (кроме возможности использования 2-3 вагонных поездов и соответствующей экономии на заработной плате). Но если полосы отвести исключительно для трамвая, то он без всяких эстакад станет скоростным, с всеми преимуществами.

  • 1