questrum (questrum) wrote in kievcityproject,
questrum
questrum
kievcityproject

Как проектировать улицы

Оригинал взят у gre4ark в Как проектировать улицы

Упрощённая схема реконструкции ул.Яблочкова в Москве

Как и обещал, пишу о проектировании. Наверное мало кто думал, но правильно спроектированная улица может снизить количество нарушений правил дорожного движений как минимум на половину и преобразить место в целом. Стоит сказать, что я не проектировщик и соответствующего образования не имею, но при этом мне доводилось много работать с документацией по реконструкции улиц и подготавливать пару концепций, поэтому багаж знаний имеется. В посте я буду писать общие принципы, которыми должны руководствоваться люди при проектировании, ибо каждый объект индивидуален и делать всё под одну гребёнку никак нельзя.

Для начала нужно осознать, что улицы делаются не для машин, а для людей. Для машин существуют хайвеи и фривеи (шоссе, если по отечественной терминологии). Поэтому нужно стремиться сделать пребывание людей на улицах комфортным и исходить только из этого.

Так как больше всего проблем у пешеходов возникает с автомобилями, то начну с проезжей части.

Проезжая часть
Основа основ тут состоит в том, что полос движения на улицах не должно быть больше 6. В противном случае у водителей сужается обзор, то есть ему сложнее чувствовать скорость ориентируясь на здания/деревья и пешеходов. Иными словами, дорога воспринимается как подобие шоссе. Самым же оптимальным количеством полос считается 2-4. При этом, если полос больше 2, то обязательно должно быть физическое разделение потоков. Не обязательно в виде суровых бетонных/железных заборов или делиниаторов, возможно это будет просто бордюр или клумба:


Большое значение имеет сама ширина полос. В России ширина одной полосы иногда может достигать 6 и 10 метров. Конечно же, это никуда не годится. Даже с учётом того, что средняя ширина полосы в Москве примерно 3.5 метра, это всё равно много. Дело в том, что эта ширина оставляет для водителя место для маневров внутри его же полосы, то есть создаётся ложное чувство безопасности, а это ведёт к увеличению скорости и снижению быстроты реакции и обзора. И это не говоря уже о том, что пространство улицы просто растрачивается в пустую. При этом, российские стандарты позволяют сужать ширину полосы до 2.7 метров, а для общественного транспорта до 3.5 (хотя поговаривают, что могут утвердить и 3.25, если очень надо). В Москве есть примеры, когда ширину полос сужали и за счёт этого делали выделенные автобусные полосы, но массово это не применяется.

Хоть прямые улицы и приятнее (за счёт того, что видно перспективу), но сама дорога такой быть не должна, иными словами, лучше всего чтобы они "гуляла":


Делается это для успокоение трафика. Когда водитель видит впереди себя прямую дорогу, то это, считай, приглашение поехать быстрее. Как думаете, на такой дороге далеко водитель разгонится?


Был забавный случай, когда работали над ул.Яблочкова, то я предложил применить там частично как раз такой метод (называется он "Chicane", или "крючок", к слову), на что я получил ответ, что это будет... небезопасно. Ответил так, кстати, специалист одного небезызвестного московского бюро, которое занимается проблемами дорог.

Конечно, применять такой метод на всех улицах будет проблематично. Но это не значит, что оставшиеся улицы тоже должны быть прямыми как стрела. Сейчас у нас на улицах, в лучшем случае, есть отдельные карманы под парковку, но в основном параллельная парковка осуществляется просто вдоль бордюра. Это неправильно. Когда ты смотришь на улицу, то должен понимать, где ты можешь встать, а где нет. Например, посмотрите как правильно должно быть всё организовано:


Порою стоит разделять парковочные места физически деревьями/велопарковками или типа того, чтобы такие карманы были "человеческих размеров", а не сплошным пятном вдоль улицы. Также (физически) нужно сужать дорогу у переходов, светофоров и заездов на прилегающие территории, чтобы у людей физически не было возможно там припарковаться и закрыть обзор:






Ещё у нас очень любят делать такой идиотизм, как остановочные карманы. Нужны они, якобы, чтобы не стопорить движение автотранспорта. При этом на интересы пассажиров всем как-то плевать, а ведь для заезда и выезда из этих карманов общественный транспорт тратит время. Во время выезда особенно заметны все минусы, ибо пропускать автобусы и троллейбусы у нас не любят. Плюс эти карманы практически всегда наглухо запаркованы, из-за чего автобусы всё равно останавливаются на проезжей части, а пассажиры должны перепрыгивать через машины:


В случае, если вдоль улицы разрешена парковка, то на остановках вообще нужно делать антикарманы, чтобы опять же выделить это место и физически не дать припарковаться на нём:


Все островки безопасности, или просто разделители потоков, должны быть не только обозначены разметкой, но и физически бордюрами:


В противном случае они просто будут запаркованы:


Это вроде бы мелочь, но нужно понимать, что делаются они там не просто так, а парковка на них снижает безопасность. Помимо этого, эту территорию можно использовать для того же озеленения.

Покрытие дорог
Сами проезжие части могут быть покрыты не только асфальтом, но и брусчаткой. Это хороший метод для успокаивания движения, но повсеместно его применять нельзя: некоторые улицы встанут; не хватит денег. Но на заметку его взять нужно, особенно в жилых кварталах.

Пешеходные переходы
Потихоньку подходим уже к пешеходной инфраструктуре.

Самое главное, и о чём я уже упомянул выше, в местах пешеходных переходов проезжая часть должна сужаться. Это не только сделает переход более удобным и безопасным, но и сократит время перехода. Также это поможет разделить потоки тех, кто хочет перейти и тех, кто просто идёт по улице:


Город- это пространство для всех людей, в том числе и для маломобильных, поэтому в местах переходов тротуар должен опускаться до уровня дороги. Или наоборот. Для успокаивания трафика очень хорошо подходит поднятие перехода до уровня тротуара, за счёт этого отпадает нужда в лежачих полицейских, опускание бордюров и тротуаров, а также решается проблема луж у переходов (а она у нас встречается очень часто). Выполнено это может быть как в Чебоксарах (т.е. асфальтом):


Или как в Санкт-Петербурге:


Хотя и там и там приподнятый переход не доходил до тротуара, что плохо. А должно быть что-то типа этого:


Если же нет такой возможности, то переход можно сделать из брусчатки. Как-то так:


В таком случае машины всё равно будут вынуждены притормаживать перед ним.

Перечисленные выше решения характерны для нерегулируемых наземных переходов, которые допустимы через 1 или 2 полосы движения. Во всех других случаях обязательно нужно ставить светофор, иначе на перекрёстке регулярно будут давить людей (такая простая истина, но для многих чиновников или работников ГИБДД наверняка будет новостью).

Если переход сделан более чем через 2 полосы, то нужно делать островок безопасности. Зачем? Чтобы люди могли спокойно остановиться и проверить, безопасно ли переходить им дальше (повертеть головой, к примеру). Или если переход регулируемый, то пожилые люди, которые не успели перейти все полосы, могли подождать разрешающий сигнал не в потоке машин, а в защищённом месте. Тоже вроде элементарное решение, но увидеть такое можно крайне редко у нас.

Часто в городах перекрёстки целиком поднимают до уровня тротуара, чтобы людям было удобнее и безопаснее переходить. Или мостят брусчатку на них:




Ну и конечно же, все переходы должны быть освещены и расположены недалеко друг от друга, иначе люди просто будут перебегать.

Тротуары
Какие должны быть тротуары?

Во-первых, они должны быть широкими, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Лично я считаю, что минимальная ширина должна складываться так: должны проходить две коляски, и двое людей сбоку. То есть это примерно 3.5 метра. Но по хорошему нужно просчитывать пешеходные потоки и делать выбор исходя из исследования.

Во-вторых, покрытие должно быть из брусчатки, чтобы пешеходная часть выделялась на фоне дороги. Камень намного благороднее, чем асфальт, плюс в жару не испускает вредные пары. Также водоотвод у брусчатки происходит лучше и быстрее.

В-третьих, заезды на прилегающие территории должны быть обустроены на уровне тротуары. То есть не так:


А так:


А то получается, что ради 3-5 машин в час сотни людей должны спускаться-подниматься. И так через каждые 50-100 метров. Здоровым то легко, но вот пожилым людям и просто маломобильным не очень удобно. Плюс водитель испытывает эмоциональное ощущение, что он не на своей территории, поэтому двигается более осторожно.

В-четвёртых, на улице должна быть растительность. Лучше всего деревья. Это успокаивает трафик машин, снижает звуковое загрязнение и просто радует глаз. В общем, городская среда от этого только в выигрыше.

Ну и напоследок, нужно понимать, что тротуар это не только "дорога" для пешеходов. Тротуары- это полноценные общественные зоны, на которых также нужно производить благоустройство с установкой скамеек, урн, уличных кафе и фонарей, велопарковок и тд. Конечно же, обязательно нужно устанавливать заградительные столбики во всех местах, где может проехать машина, иначе парковки на тротуарах не избежать. Уборка проводов, я считаю, также должна входить в такой план мероприятий. Как показывает практика, убрать провода- не проблема даже при наличии большого числа подземных коммуникаций- было бы желание (к примеру, во Владивостоке перед саммитом убирали провода, в Москве на пешеходных улицах).

Нужно ли делать "буферную зону" между дорогой и тротуаром? Исследований на эту тему я не видел, но считаю, что нет, так как на ней, скорее всего, будет складироваться мусор, да и если всё сделать правильно, то нужды в такой защите и не будет. Более того, из-за неё у водителей опять-таки может сформироваться ложное представление о безопасности потому что пешеходы не будут в зоне прямой видимости. Да и просто в моей голове, когда я думаю об улицах, всплывают кварталы с чёткой красной линией и тротуары, которые идут вплотную к дороге (деревья и зелень есть, просто они не идут сплошной "стеной").

Как я уже говорил, это общие принципы организации улиц в городе. В посте я не стал затрагивать темы движения общественного транспорта, велодорожек и перечислять все способы успокаивания движения, потому что там есть свои особенности. Плюс частично эти темы я затрагивал ранее.

С учётом того, что вот-вот в российских городах начнётся сезон ремонта всего и вся, в том числе и улиц, то надеюсь что материал будет полезен. Может его прочитает кто-нибудь из администрации да задумается.

В посте использовал много картинок с других ресурсов (proboknet, lidiastarkova, me_tema Владимира Злоказова, гугл-карт и тд), но авторство некоторых фотографий мне неизвестно, поэтому если увидели своё- я подпишу авторство.

PS В эту субботу в Москве пройдет лекция на довольно сложную тему- успокоения трафика и трансформацию города, который ориентирован на автомобили, в город, который ориентирован на людей. Лекция должна быть очень интересной, поэтому всем советую (правда я на неё попасть не смогу, скорее всего). Подробнее тут.

Tags: дорожная сеть, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments